МКОУ "СОШ № 5 г. Алзамай"
г. Алзамай, Нижнеудинский район, Иркутская область
  • Буллинг (травля) в школе

    Изображения.

    Буллинг (травля) в школе

    Стремление защитить ребенка — это инстинкт любого родителя. Но когда речь идет о конфликтах в школе, важно понимать, где реальное унижение и травля, а где недопонимание и незначительный конфликт.

    ЧТО ТАКОЕ БУЛЛИНГ
    Систематическое издевательство, травля, где используются публичные оскорбления, в том числе в Интернете, угрозы, применение насилия и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство - примерно так травля описана в документах прокуратуры.

    Проблема в том, что пока в законе нет отдельного понятия «буллинг» или «травля» (под которым подразумевалась бы травля в школе). Но есть такие понятия как оскорбления, угрозы, нанесения вреда здоровью, морального ущерба, доведения до самоубийства, и так далее, за которые предусмотрена ответственность.

    - На что нужно обратить внимание: за действия насильственного характера, оскорбления или унижения виновный будет нести ответственность, кем бы он ни был, - поясняют в Роскачестве. - Можно привлечь к ответу учителя, а также несовершеннолетних обидчиков. За них в ряде случаев будут отвечать совершеннолетние представители (родители или опекуны).

    Как распознать буллинг и чем он опасен

    Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

    • беспричинные боли в животе и груди;
    • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
    • нервный тик, энурез;
    • печальный вид, беспокойство, тревожность;
    • нарушенный сон, кошмары;
    • длительное подавленное состояние;
    • участившиеся простуды и другие заболевания;
    • склонность к уединению, нежелание общаться;
    • проблемы с аппетитом;
    • излишняя уступчивость и осторожность.

    Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства. 

    Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков. 

    Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость. 

    ПРОБУЙТЕ МИРНЫМ ПУТЕМ
    Родители часто оказываются в неоднозначной ситуации: боятся, если начнут разбираться, это усугубит ситуацию. Но часто именно активные действия сами по себе могут частично или полностью решить проблему.

    Изначально все же стоит постараться решить проблему мирным путем. Это, так сказать «досудебное разбирательство», необходимо проводить через администрацию школы. И в первую очередь — обратиться к учителю. Обычно это помогает.

    Но если не принесло результата (или проблема в учителе) — к завучу или сразу к директору школы.

    Важно изначально быть вооруженными аргументами:

    * Если учителя или другие родители позволяют себе некорректное поведение, желательно иметь этому подтверждение (видео, аудио): стоит записывать на диктофон все разговоры, привлекать свидетелей.

    * Если доходит до физического ущерба, обязательно нужно обращаться в травмпункт и фиксировать все травмы. При этом нужно проследить, чтобы врач написал в справке, что травма возникла именно в результате действия (или бездействия) третьих лиц. Грубо говоря, ребенок не сам упал, а его толкнули.

    ЕСЛИ «МИРНЫЙ СПОСОБ» НЕ ПРИНОСИТ РЕЗУЛЬТАТОВ
    Увы, это не исключено, потому что администрация школы часто консервативна, не хочет выносить сор из избы, разбираться, и вообще не видит причин для исправления ситуации. Значит пришла пора действовать официально.

    1. Основное — оформление заявления.

    В нем требуется описать ситуацию максимально подробно и потребовать, чтобы конфликт разрешился с максимально положительным для ребенка результатом.

    Если несколько детей (или весь класс) подвергаются травле, желательно составить коллективное обращение, с подписями всех родителей. Если имеются доказательства (фото, справки, записи, видео, и так далее), их можно и нужно приложить.

    ВАЖНО!

    Заявление нужно составлять в двух экземплярах: один передается директору, второй остается у родителей (его должны официально зарегистрировать, поставить дату, подпись и печать, если она есть).

    Ответить вам должны в течение 30 дней после подачи заявления. Директор должен разобраться в ситуации и привлечь к ответственности сотрудников (если в конфликте задействован учитель) или принять меры к ученикам, их родителям (если травят дети).

    Администрация школы несет ответственность за вред, причиненный ученикам в стенах учебного заведения.

    Помните: не отвечать на обращение родителей теоретически они не имеют права.

    2. Если результата нет.

    Если ваше заявление игнорируют или ответ вас не устраивает, необходимо обращаться в более высокие инстанции — комиссию по делам несовершеннолетних управы района, инспектору по делам несовершеннолетних, в Департамент образования и, наконец, в прокуратуру.

    Дело может дойти даже до суда. Но, как правило, школы стараются до такого не доводить и стремятся решить ситуацию в своем кругу, особенно если видят, что родители готовы далеко зайти в защите своего ребенка.

    НА КАКИЕ ЗАКОНЫ МОЖНО ОПИРАТЬСЯ
    Права человека, в том числе права ребенка в школе, затрагиваются во многих документах. А вот использование тех или других зачастую зависит от ситуации. Вот на что можно ссылаться:

    1. Ст. 21 Конституции РФ.

    В ней указывается, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

    2. Ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

    В ней закреплено, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

    3.Устав общеобразовательного учреждения.

    Читайте внимательно: в нем зафиксированы основные правила, по которым школа живет. В нем почти наверняка есть пункты, касающиеся чести и достоинства учеников и учителей. Родители имеют право ознакомиться с уставом школы (а также участвовать в его составлении и корректировке), поэтому есть возможность уточнить конкретные формулировки.

    4. Пункт 1 ст. 152 Гражданского Кодекса РФ.

    В нем говорится, что «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина».

    То есть вы вправе требовать по суду опровержения обнародованных порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Оскорбления и унижения могут подпадать под эти пункты.

    5. Другие документы могут применяться ситуативно.

    Например, если учитель не позволяет детям отлучиться по уважительной причине на уроке или не отпускает на перемену, это может трактоваться как нарушение санитарных норм и правил, которое негативно влияет на здоровье детей, как физическое, так и психологическое.

    Учитель отвечает за свои действия сам.

    Ученики до 16 лет, как правило, не могут быть привлечены к административной ответственности, но за них несут ответственность родители (опекуны).

    КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ НАКАЗАНИЕ ДЛЯ ВИНОВНИКА
    Оскорбление, унижение могут привести к штрафу в размере 3000 — 5000 рублей (ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ).

    Оскорбление, унижение, совершенные публично (в том числе, в интернете), - штрафу 5000 — 10000 рублей.

    Доведение до самоубийства несовершеннолетнего (к сожалению, могут быть и такие ситуации) уже влечет уголовную ответственность — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет (ст. 110 УК РФ).

    К сожалению, можно наткнуться на отрицание факта нанесенного вреда. Это могут делать учителя, администрация, другие родители. Поэтому важно собирать доказательства и не упускать даже самые мелкие нюансы.

    Поговорите со специалистами и вам обязательно помогут.

    Единый общероссийский телефон доверия: 8 800 2000 122

    Нижнеудинская межрайонная прокуратура разъясняет

    Прошедшие мероприятия
    Типичные ошибки родителей в ситуации буллинга: чего делать не стоит.
    15 января понедельник
    Бесполезные и даже вредные советы.

    Бесполезные и даже вредные советы

    Практический час общения для ребят 5-7 классов. ребята познакомились с играми и упражнениями по профилактики буллинга
    15 декабря 2023 пятница
    Как понять, что ваш ребёнок инициатор травли.

    Как понять, что ваш ребёнок инициатор травли

    Рассказываем, почему ребенок терроризирует сверстников и как проработать проблему, чтобы он перестал это делать и не сломал жизнь себе и другим детям.

    08 декабря 2023 пятница
    Семинар классных руководителей "Кибербуллинг. Подростковая агрессия".

    Семинар классных руководителей "Кибербуллинг. Подростковая агрессия"

    Кроме хорошего, в виртуальном мире есть и плохое. Неправильное поведение в интернете может принести вред не только самому подростку, но и его окружающим.

    24 ноября 2023 пятница
    Беседа с учащимися на тему: «Ты свидетель или жертва травли. Как поступить?».

    Беседа с учащимися на тему: «Ты свидетель или жертва травли. Как поступить?»

    В школе, как и в любой социальной среде, возможны конфликты. Какие конфликты чаще возникают в школе?
    17 ноября 2023 пятница
    Что такое буллинг и почему это опасно?.

    Что такое буллинг и почему это опасно?

    Познакомить родителей с понятиями буллинг, кибербуллинг, моббинг и др., рассказать как с ними бороться, как помочь своему ребёнку, попавшему в ситуацию травли как в качестве жертвы, так и в качестве обидчика, и в качестве свидетеля.

    20 октября 2023 пятница
    Что такое буллинг? Виды буллинга.

    Что такое буллинг? Виды буллинга

    Классные часы в 5-11 классах познакомили обучающихся с понятием «буллинг», с типичными особенностями детей, которые становятся преследователями и жертвами преследования. Ребята попытались выработать навыки поведения при столкновении с преследованием.
    13 октября 2023 пятница
    Семинар классных руководителей "Понятие буллинга. Признаки буллинга".

    Семинар классных руководителей "Понятие буллинга. Признаки буллинга"

    Познакомить коллег с понятием «Буллинг», причинами его возникновения. Дать рекомендации педагогам по профилактике буллинга в образовательном учреждении.

    10 октября 2023 вторник

    Документы

    Документы не выбраны

    Найдено: 6
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie