Для организации образовательной деятельности в школе имеются 9 учебных кабинетов начальных классов, 14 учебных кабинетов, кабинет технологии для мальчиков и обслуживающего труда для девочек; два спортивных зала, один из которых приспособлен для занятий физической культурой и три лаборатории для практических занятий.
Все кабинеты обеспечены в полном объёме необходимыми средствами обучения и воспитания; оборудованы рабочими местами для обучающихся, рабочим местом педагога. Мебель для учащихся соответствует требованиям СанПиН. Все кабинеты обеспечены мультимедийным оборудованием, также в кабинетах первого класса, информатики, русского языка, математики, физики установлены и используются в учебном процессе интерактивные доски. Большое внимание уделяется эстетике помещений, созданию комфортной среды, соответствующей требованиям безопасности.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные лаборатории и классы технологий.
Лаборатория практических занятий Центра «Точка роста» создана для проведения практических занятий по робототехнике, физике, химии и биологии. Обучение школьников осуществляется с помощью современного оснащения.
В начальной школе на предмете «Окружающий мир» используется набор для экспериментов «Юный химик XXL», который помогает обучающимся раскрыть секреты науки. Также используется набор для опытов Master 1Q2. Большая лаборатория экспериментов. Набор включает в себя вещества, оборудование и посуду для проведения экспериментов, знакомящих учащегося с уникальными состояниями веществ и разными разделами физики. Также для проведения практических занятий на уроках «Окружающий мир» используется Лаб-диск.
Наличие оборудованных средствах обучения и воспитания
В учебном процессе в школе используется широкий спектр средств обучения и воспитания.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы и т.д.)
Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
Аудиовизуальные(слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HD, DVD и т.п.)
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Демонстрационные(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
Средство воспитания можно определить, как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания в МКОУ «СОШ №5 г. Алзамай» стали объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач.
К объектам материальной и духовной культуры в школе можно отнести следующее:
-знаковые символы (речь, книги, живопись),
-материальные средства (игрушки, одежда, посуда),
-способы коммуникации (речь, письменность, средства связи),
-коллектив обучающихся, учителей школы, родителей обучающихся (как социальную группу, организующую условия воспитания),
-технические средства,
-культурные ценности и мир жизнедеятельности ребенка.
При переходе на новые образовательные стандарты (при введении ФГОС НОО и ООО) наметилась тенденция относить к средствам воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка. Поэтому виды деятельности, в которые включается формирующаяся личность в ходе воспитательного процесса: учение, общение, труд, игра.
Общение как средство воспитания:
Роль общения как воспитательного средства в школе проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в процессе различных видов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, обучающийся получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это очень эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени и успешной социализацией обучающихся.
Общение – один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками, в ходе которого ребенок проявляет свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляется в своих склонностях, поэтому в школе уделяют огромное значение социализации учеников, развитию навыков коммуникативного общения через отработанную систему психологических тренингов, различных видов социального проектирования.
Общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют педагогическим общением. Его специфика в школьной системе воспитания проявляется в ярко выраженном воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.
В зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды педагогического общения: а) непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника; б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
Педагогическое общение – это не только общение воспитателя и воспитуемого, но и общение воспитанников между собой. Общение со сверстниками – не только самостоятельная сфера жизнедеятельности личности, но и фактор, который пронизывает все остальные сферы, поскольку на его основе происходит обмен духовными ценностями в форме диалога школьника как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Именно этим определяется роль общения в воспитательном процессе школы.
Эффективность педагогического общения в школе определяется тем, на какой стиль общения с учениками ориентируется учитель. Под стилем педагогического общения в школе понимают индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер его взаимоотношений с воспитанниками; творческая индивидуальность педагога, особенности обучающихся.
В нашей школе главной особенностью стиля сотрудничества участников педагогического взаимодействия является демократия. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли обучающегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов школы характерны активно-положительное отношение к обучающимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким учителям свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов внешним показателям деятельности его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.
Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения в школе значительно повышается, т.к. на уроках практикуются так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
-выясняют условия совместного выполнения задания;
-организуют его взаимное обсуждение;
-фиксируют ход совместной работы;
-обсуждают полученные результаты;
-оценивают успехи каждого;
-утверждают самооценки членов группы;
-совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
-проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников в системе школьного обучения повышаются при следующих условиях:
-в ней воплощены отношения ответственной зависимости;
-она социально ценная, значимая и интересная для детей;
-социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования -меняется (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
-совместная деятельность эмоционально насыщена коллективными переживаниями, -состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
В результате организации на уроке совместной продуктивной деятельности в школе возрастают и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания, на формирование понятий, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении. Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания). Дети получают большее удовольствие от процесса учения, комфортнее чувствуют себя в школе. Снижается тревожность, развиваются познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся. Возрастает сплоченность класса, взаимоотношения между детьми становятся теплее, человечнее, ученики начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Растет самокритичность детей, поскольку, приобретая опыт совместной работы со сверстниками, они более точно оценивают свои возможности, лучше контролируют себя. Дети, помогавшие в учении товарищам, начинают с большим уважением относиться к труду учителя. Они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе (ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, коллективистские мотивы поведения). Учитель же получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам (учитывать их способности, темп работы, взаимные склонности при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым»). Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Труд как средство воспитания:
Труд выступает воспитательным средством в школе, в котором эффективное воздействие на формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. В этой деятельности совершенствуется и сам ребенок – в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и других отношениях. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Они могут быть заложены в самом труде, его результатах или в том, что может этот результат дать ребенку.
Чтобы физический труд стал эффективным средством воспитательного воздействия, при его организации в школе необходимо соблюдать следующие требования:
-привлекательность, общественная и личная значимость цели, четкость организации, -моральная удовлетворенность результатами;
-положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов труда и форм его организации;
-связь труда с основной идеей школы и ее педагогической концепцией, с другими -видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью личности, запросами и ожиданиями родителей;
-посильность, разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение успехов в труде.
Физический труд по сравнению с другими видами трудовой деятельности становится понятным и доступным ребенку уже в раннем возрасте. К его разновидностям относится труд по самообслуживанию, которым человек занимается на протяжении всей своей жизни. Получая удовлетворение от результатов своего труда (уборки, приготовления пищи, подготовки одежды и обуви к использованию и др.), ребенок приобретает потребность постоянно иметь такой порядок вещей. Но одновременно он обнаруживает, что для поддержания порядка необходимы приложение усилий, затраты труда. Систематическое приложение усилий требует развития и укрепления воли. Здесь особенно нужны участие и пример взрослого, умело создающего эмоционально-психологические условия для эффективной в воспитательном отношении работы.
Кроме того, важно, чтобы начатая работа была завершена и совместно оценена. Ребенок должен получить удовольствие от выполненной работы, подкрепленное поощрением в виде положительной эмоциональной оценки нового, измененного его деятельностью состояния предметов, с которыми он работал.
Интеллектуальный труд – это эмоциональное и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая исследователем, познающим неизвестное. Такой труд имеет место в ходе учебной деятельности, когда учитель стимулирует и организует самостоятельный поиск обучающихся с целью открытия ими неизвестного.
Для того чтобы превратить процесс учения в интеллектуальный труд, в школе существует множество возможностей, в частности:
-постановка проблемных вопросов с четко выраженными противоречиями, требующих от обучающихся самостоятельного поиска;
-введение проблемных заданий с показом нескольких вариантов решения и предоставлением ученикам возможности подумать над тем, какой из них правильный;
-привлечение обучающихся к самостоятельному поиску путей решения проблемы, которая будет рассматриваться на следующем занятии, или, наоборот – к самостоятельному анализу частных случаев, вытекающих из полученного на уроке решения этой проблемы;
-подбор учебно-познавательных заданий творческого характера, которые ученик сможет выполнить, только проявив нестандартный подход, в результате самостоятельного поиска решения;
-побуждение обучающихся к анализу явлений и факторов (теоретическому объяснению), в результате которого возникают противоречия между имеющимися и новыми знаниями, пониманием важности проблемы и неумением подойти к ее решению;
-ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности;
-наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы.
-обучение детей приемам умственной деятельности: сравнению, анализу, синтезу, классификации, обобщению и др.;
-обеспечение условий для получения личностно и общественно значимого результата труда;
-ознакомление обучающихся с научными и практическими проблемами современности, обучение видению проблем в реальной жизни и методике их исследования;
-создание материально-технических и организационных условий для творческой деятельности по разным направлениям;
-одобрение успехов учеников, публичное признание достижений каждого ребенка в интеллектуальном труде.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть актовый зал на 150 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, музыкальной аппаратурой.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В постоянном режиме функционирует компьютерный класс. Оснащены компьютерами: библиотека, кабинет директора, методический кабинет, кабинет психологов, актовый зал. Компьютерный парк школы содержит 48 компьютеров. В предметных кабинетах есть автоматизированное место учителя. Школа имеет локальную сеть с выходом в Интернет по отдельно выделенному высокоскоростному каналу.
Для обучающихся и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в библиотеке, в методическом кабинете, в компьютерном кабинете (с 09:00 до 17:00, выходные: суббота, воскресенье).
Школа имеет подключение к сети Интернет (ПАО «Ростелеком») со скоростью 100 Мб\сек. Свободный доступ к сети Интернет имеется на рабочих местах учителей. Безопасность работы в сети обеспечивается фильтром на прокси-сервере, ограничивающим доступ к ресурсам, не связанным с задачами образования и воспитания, а также антивирусом.
Единая образовательная сеть Дневник.ру
Информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности школы включает в себя следующие средства:
- Локальная компьютерная сеть с контент-фильтруемым доступом к Интернет
- 48 персональных компьютера, с реди которх 44 имеют контент-фильтруемый доступ к Интернет, из них: ученических – 19, учительских – 29
- Мультимедийных проекторов – 17
- Лазерных принтеров – 6
- МФУ – 3 (из них – 2 цветных лазерных)
- Интерактивных досок – 6
- Интерактивных панелей – 2
- Веб-камер – 2
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Жилых помещений, предназначенных для постоянного проживания в МКОУ "СОШ № 5 г. Алзамай" не имеется.
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации оборудованных учебных кабинетов, библиотеки, актового и спортивных залов, а также при работе с имеющимися электронными образовательными ресурсами в библиотеке или кабинетах информатики.
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2025 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
О специально оборудованных учебных кабинетах:
Для учащихся оборудована сенсорная комната для развивающих занятий, занятия по учебным предметам проходят в 3 кабинетах.
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для проведения практических занятий в школе имеется учебная мастерская для юношей, кабинет технологии для девочек.
О библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для обучающихся имеется библиотека с учебной, учебно-методической и художественной литературой, комфортный читальный зал на 15 мест и книгохранилище. Фонд школьной библиотеки в настоящее время составляет:
Объём библиотечного (книжного) фонда – всего 19501 экземпляров,из них:
учебники – 9953;
учебные пособия – 1477;
художественная литература – 7464 экземпляров;
справочный материал -607 экземпляров;
учебные диски – 95
Библиотека снабжена компьютером с выходом в Интернет, принтером. Библиотекой накоплен опыт по справочно-информационной работе, воспитанию бережного отношения к родным истокам, нравственному воспитанию, опыт работы с ученическим активом.
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями:
Занятия спортом проходят в спортивном зале, имеются раздевалки.
общая площадь – 210 кв. м
разметка — баскетбол, волейбол;
оборудование: баскетбольные кольца и щиты, канаты,
волейбольные сетка и стойки.
В наличии имеется необходимый спортивный инвентарь и спортивное оборудование для оснащения образовательного процесса, соответствующий образовательным задачам:
— мат гимнастический;
— перекладина;
— канат для перетягивания;
— гимнастическая стенка;
— козел гимнастический;
— мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные;
— скакалки;
— волейбольная сетка;
— баскетбольные щиты.
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями:
Учащиеся с ОВЗ и инвалиды обеспечены учебниками по всем предметам, книгами для чтения, рабочими тетрадями, атласами, раздаточным материалом. В достаточном количестве имеются карты настенные, плакаты, иллюстрации, магнитные доски, все кабинеты имеют доступ к информационным системам, официальный сайт имеет версию для слабовидящих. В образовательном процессе используются электронные образовательные ресурсы — сетевые образовательные ресурсы, электронные журнала, программы, компьютеры, принтеры, сканеры, видеотехника.
О специальных условиях питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Питание осуществляется в школьной столовой, площадь зала соответствует санитарным нормам, имеется технологическое оборудование. Ежедневно, с понедельника по пятницу, осуществляется сбалансированное горячее питание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся ОВЗ и/или инвалидность питаются 2 раза в день, с 1-4 класс получают бесплатное горячее питание на сумму 121 руб. (завтрак и обед)., 5-9 классы — 139 руб. Хлеб и хлебобулочные изделия в школьную столовую доставляют ежедневно. Максимальное разнообразие продуктов и блюд, разработано 10 дневное меню, утвержденное Роспотребнадзором.
О специальных условиях охраны здоровья для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Для ежегодных медицинских осмотров имеется медицинский кабинет, оборудованный необходимым инвентарем. В школе соблюдается санитарный, тепловой и питьевой режимы, проводятся физминутки на уроках.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям предоставляется всем обучающимся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В ОО функционирует кабинет информатики, все компьютеры, находящиеся в нём, имеют доступ в сеть Internet. В ОО внедрена и функционирует АИС «Зачисление в ОО» и ФИС ФРДО. Официальный сайт ОО имеет альтернативную версию для слабовидящих.
Об электронные образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
ЦОС Моя школа https://myschool.edu.ru/
Российская электронная школа http://resh.edu.ru/
Учи.ру – Интерактивная образовательная онлайн платформа https://uchi.ru/
ЯКласс – Цифровой образовательный ресурс для школ http://www.yaklass.ru/
Профориентационный портал «Билет в будущее» https://site.bilet.worldskills.ru/
Урок цифры https://урокцифры.рф/
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МКОУ "СОШ №5 г. Алзамай" функционирует с 1957 года. С момента ее открытия капитальных ремонтов не производилось. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
В здание начальной школы обеспечен доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья — установлен пандус
Жилых помещений, предназначенных для постоянного проживания в МКОУ "СОШ № 5 г. Алзамай" не имеется.
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в школе отсутствуют.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Документы не выбраны
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации образовательной деятельности в школе имеются 9 учебных кабинетов начальных классов, 14 учебных кабинетов, кабинет технологии для мальчиков и обслуживающего труда для девочек; два спортивных зала, один из которых приспособлен для занятий физической культурой и три лаборатории для практических занятий.
Все кабинеты обеспечены в полном объёме необходимыми средствами обучения и воспитания; оборудованы рабочими местами для обучающихся, рабочим местом педагога. Мебель для учащихся соответствует требованиям СанПиН. Все кабинеты обеспечены мультимедийным оборудованием, также в кабинетах первого класса, информатики, русского языка, математики, физики установлены и используются в учебном процессе интерактивные доски. Большое внимание уделяется эстетике помещений, созданию комфортной среды, соответствующей требованиям безопасности.
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные лаборатории и классы технологий.
Лаборатория практических занятий Центра «Точка роста» создана для проведения практических занятий по робототехнике, физике, химии и биологии. Обучение школьников осуществляется с помощью современного оснащения.
В начальной школе на предмете «Окружающий мир» используется набор для экспериментов «Юный химик XXL», который помогает обучающимся раскрыть секреты науки. Также используется набор для опытов Master 1Q2. Большая лаборатория экспериментов. Набор включает в себя вещества, оборудование и посуду для проведения экспериментов, знакомящих учащегося с уникальными состояниями веществ и разными разделами физики. Также для проведения практических занятий на уроках «Окружающий мир» используется Лаб-диск.